КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Петр Николаевич Нестеров.

Нестеров Петр Николаевич

 Нестеров Петр Николаевич Семья и начало военной карьеры. Известный русский авиатор времен Первой Мировой войны Петр Николаевич Нестеров появился на свет в феврале 1887 года в Нижнем Новгороде. Его отец работал офицером-воспитателем в Нижегородском корпусе кадетов, пока неожиданно не умер в возрасте 27 слет. Это была очень большая потеря для семьи Петра Николаевича, так как это означало, что они остались без материального обеспечения. Так и не довелось отцу Нестерова увидеть своего сына блистательным офицером императорской армии. Вдовствующая мать Нестерова Маргарита Викторовна не могла сама обеспечивать семью, поэтому они перебрались в скромное частное жилище.

В семье было всего трое детей. Петр Николаевич и двое его братьев – Михаил и Николай – стали офицерами. Пережить военные годы смог только Николай, благодаря тому, что в послевоенное время он без сомнений принял сторону большевицкого правящего режима и поступил на службу в Красную армию, где ему удалось дослужиться до генерала. Михаил Николаевич всегда восхищался своим братом Петром, поэтому по его стопам пошел на службу в военную авиацию. У него также получилось добиться заметных результатов, но вскоре молодой летчик погиб в самолетном крушении.

Обучение военному делу Петр Нестеров начал в том же учебном заведении, где когда-то работал его отец. Юноша поступил в кадетский корпус 26 августа в 1897 году. Стоит отметить, что Петр Николаевич был очень талантливым и добрым человеком. Товарищи высоко ценили его дружбу, так как он никому не отказывал в помощи и обладал невиданной смелостью. Учителя видели в нем творческую тонкую натуру, ведь он прекрасно играл на мандолине и рисовал чудесные картины, а за звонкий льющийся голос композитор Глазунов предрекал молодому военному будущее знаменитого вокалиста. Одним из любимых занятий Нестерова было чтение. Он с упоением читал самые разные книги, но излюбленными для него всегда были приключенческие романы и повести, рассказывающие о далеких путешествиях и легендарных боевых походах. Среди прочих талантов будущего авиатора нельзя не упомянуть об успехах в изучении точных наук. Казалось, этому юноше было всё под силу, он даже изучил несколько иностранных языков.

Обучение в корпусе кадетов было успешно окончено Нестеровым по первому разряду уже в 1904 году, после чего он поступил в Михайловское училище артиллеристов. Здесь его любопытство заставляло его с жадностью поглощать военные науки одну за другой. Местные офицеры позаботились о том, чтобы он получил необходимый уровень практической и теоретической подготовки. Уже тогда Петр Нестеров всерьез задумывался о своей будущей службе, поэтому с увлечением разбирался с особенностями применения артиллерии во время сражений русско-японской войны. Два курса в училище пролетели очень быстро, но Нестеров успел прекрасно освоить все необходимые науки и успешно сдал выпускные экзамены. Петр Николаевич стал подпоручиком и был переведен на службу в девятую Восточносибирскую бригаду артиллеристов стрелков. Как известно, Нестеров вскоре завоевал первое место в учебных стрельбах и доверие личностного состава. Его подчиненные любили и уважали своего нового командира, так как помимо блистательных знаний и умений он очень хорошо относился к нижним чинам.

Знакомство с авиацией и конструкторская деятельность. Тем не менее, артиллерии не было суждено стать судьбой Петра Николаевича. Во время одного из учебных походов он заметил небольшой аэростат, имевшийся на территории одной из воздухоплавательных рот во Владивостоке. Пообщавшись с местными офицерами, он сразу же предложил им использовать подобные механизмы для обеспечения точной корректировки артиллерийского обстрела. Приложив немалые усилия, Нестеров оказался на временной службе в военном воздухоплавательном парке. Там он смог более подробно познакомиться с аэростатами и даже несколько раз поднимался в небо. Вскоре после этого воздухоплавательная рота была расформирована, а сам Петр Николаевич был вынужден вернуться на прежнее место несения военной службы.

К сожалению, Нестеров обладал достаточно слабым физическим здоровьем, поэтому в 1910 году из-за болезни его прикомандировали к резервной бригаде артиллерии на Кавказе. Именно там он встретился с известным русским военным пилотом Артемием Кацаном, который сумел собственноручно построить аэроплан. Теперь увлечение военной авиацией уже всецело поглотило офицера. Он намеревался сконструировать совершенно новую модель летающей конструкции, которая могла бы полностью находиться под управлением пилота, а не зависеть от окружающей сферы. Хотя представленные им проекты так и не были приняты на рассмотрение представителями генерального инженерного управления, он вовсе не собирался сдаваться так быстро.

Летом 1911 года Нестеров Петр Николаевич проводил свой отпуск в родном городе. Тогда он и успел познакомиться Петром Соколовым, который на то время был одним из знаменитых участников Нижегородского общества воздухоплавания. Вскоре Нестеров тоже присоединился к данной организации. Дружба между ним и Соколовым была действительно продуктивной, так как вместе им удалось собственными руками сконструировать планер. Даже мать Нестерова принимала в этом активное участие. Она всегда поддерживала увлечение сына, поэтому с удовольствием занялась шитьем обшивки нового летательного аппарата. Первые испытания проходились вблизи Петропавловского кладбища. Необходимый разгон было достигнуто за счет телеги с лошадью, которая тянула за собой всю конструкции. Как результат, планер поднялся в воздух на несколько метров, а испытатели были весьма удовлетворены своей работой. Собственно так и началась летная карьера Нестерова.

Разработка второго самолета Нестерова также проходила при содействии Петра Петровича Соколова. В октябре 1911 года Петр Николаевич сдает все необходимые экзамены и поступает в воздухоплавательную школу для офицеров в Петербурге. В процессе обучения Нестеров всё больше и больше понимал, насколько низким был уровень развития авиации в Российской империи. Это приводило к многочисленным разногласиям с преподавательским составом и появлению многих гениальных идей, которые на то время всему миру казались сумасбродными и глупыми.

В сентябре 1912 года состоялся его первый самостоятельный полет на самолете, а уже через несколько недель он успешно прошел экзамен и стал настоящим пилотом. Еще через неделю Нестеров стал уже военным авиатором. Его сразу же включили в авиационный отряд, который на то время нес службу в Варшаве. Там Петру Николаевичу впервые удалось поэкспериментировать с самолетом в полете. До него такого еще никто не делал, поэтому сослуживцы Нестерова были просто поражены. В последующие месяца он то и дело нарушал существовавшие каноны военного пилотирования. Известен один случай, когда такие нестандартные умения даже спасли ему жизни. Во время очередного тренировочного полета возгорание бензина привело к остановке двигателя, но это не помешало ему вернуться на землю живым. В январе 1913 года к нему пришла уже мировая слава. Однако это было лишь начало.

Первая Мировая война. Долгие годы Нестеров работал над совершенствованием своих методов пилотирования. 27 августа 1913 года ему удалось совершить невероятный трюк под названием «мертвая петля». Это привело в восторг практически весь мир. Нестандартные маневры и полеты стали страстью и изюминкой Петра Николаевича. Именно ему принадлежали первые попытки атаки вражеского самолета в воздухе. Среди практических исследований Нестерова, применявшихся военными авиаторами в годы Первой Мировой войны, имелись взлеты и посадки в ночное время, использование специальных прожекторов для проведения ночной разведки и многое другое.

Когда в июне 1914 года стартовала Первая Мировая война, Нестеров Петр Николаевич как раз собирался покинуть военную деятельность и всецело посвятить себя авиаконструкторскому ремеслу. Так как Нестеров всегда был патриотом, он безоговорочно отравился на фронт. В августе 1914 года он на практике испытал прием тарана вражеского воздушного судна в воздухе. Ему удалось уничтожить самолет австрийского разведчика Розенталя, который как раз вел наблюдение за передвижением русских армий. К сожалению, такой героический подвиг стал смертельным не только для Розенталя, но и для великого русского авиатора. Несмотря на своё недолгое участие в событиях Первой Мировой, Нестеров Петр Николаевич всегда будет считаться одним из самых блистательных военных летчиков. В память о герое войны в Жолкове, над небом которого произошла трагедия, в 1914 году было создано монументальное сооружение, а сам город было переименовано в Нестеров.

Вернуться к списку


Анонс книги "Женские батальоны" Журнал Великая Война Ставропольская дева