КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Пастухов А.С - Становление русской школы авиации во время Первой мировой войны на примере боевого опыта Евграфа Николаевича Крутеня

Пастухов А.С - Становление русской школы авиации во время Первой мировой войны на примере боевого опыта Евграфа Николаевича Крутеня

Евграф Николаевич Крутень

В одно время с первыми полетами авиаторов появилась идея применения аэропланов для военных нужд.В дореволюционной России существовало 17 авиашкол и курсов [1]. Одной из наиболее крупных и оснащенных была созданная в 1911 г. военная авиационная школа в Петербурге[2]. Первоначально  обучение  будущих    пилотов проводилось по примеру    французской школы, в которой главный упор  делался на  освоение практической программы летного мастерства,  а  не  на    длительность сроков  обучения[3].  С 1914 года изменился  характер  подготовки военных летчиков.Уже с первых дней войны в русской императорской армии возник  недостаток в пилотах-офицеров. Поэтому с 1915 года  летчики готовились как в авиационных  школах,  так  и в боевых частях.Многие русские пилоты отличились в боях мужеством и летным мастерством. Среди них П.Н. Нестеров, К.К. Арцекулов, А.А. Казаков, Е.Н. Крутень, И. Орлов, Ефимов и другие. Примечателен следующий интересный факт: летом 1916 г. в России побывали десять французских летчиков, с целью обмена боевым опытом на фронте. Все они производили боевые вылеты. Только вот безрезультатно ? ни один из них, как отмечал летчик В. Ткачев, не сбил немецкий самолет[4].  А осенью того же  1916 г. российские летчики  побывали на  западном  фронте  ? знакомились  с работой  французских коллег.  Евграф Николаевич Крутень, поднимаясь с  аэродромов Каши и Манонкур, сумел сбить три германских самолета. И. Орлов сбил на один самолет меньше. Обоих летчиков наградили  за боевые  заслуги  французским  орденом  «Военный  крест»  15  ноября 1917  г.[5].

Евграф Николаевич Крутень среди летчиков авиагруппы, над которой он принял командование

Журнал "Искры" писал, что Крутень поражал даже своих учителей безумной отвагой и выработал те самые приёмы нападения в воздухе, которыми впоследствии создал себе славу одного из лучших авиаторов - истребителей. Его, наряду с Петром Нестеровым, по праву можно считать одним из основоположников тактики истребительной авиации. Весной 1917 года Крутень вернулся в Россию и был назначен командиром боевой авиагруппы. В своем отряде Крутень пользовался большим авторитетом. Он обладал таким важным качеством лётчика – сочетанием смелости и высокого мастерства.

Его очень боялись лётчики противника и уклонялись от боя с ним даже при численном превосходстве.

Приём воздушного боя Крутеня заключался в создании преимущества по высоте и последующей атаке противника с заходом со стороны солнца. Проскочив на 50 - 100 метров ниже врага, Крутень круто взмывал, подходя к самолёту противника с хвоста и снизу в "мёртвом конусе" обстрела, и с расстояния в 10 - 15 метров прошивал его пулемётной очередью.

Евграф Николаевич Крутень среди летчиков второй боевой авиагруппы

В то время как большинство лётчиков-истребителей ещё не имело точно определённых методов ведения боя, у Крутеня были свои тактика и методы, дававшие прекрасные результаты. Он был не только примером мастерства, мужества и хладнокровия, но и создателем научных основ ведения воздушного боя. Считая, что обязанностью истребительной авиации является "истребление воздушного противника, везде, где его можно найти", лётчик разработал более 20 способов атак одиночного, пары и группы самолётов. Крутень первый рекомендовал действовать в бою парами, считая их наиболее эффективной тактической единицей. Он автор 9 работ по тактике истребительной авиации.

Опираясь  на  собственный  боевой  опыт  и  критически  оценивая  опыт  немецких  и  французских  летчиков,  он  отмечал:  «нужно  отыскать противника, подойти к нему незаметно, занять выгодную  позицию,  бить  по  нему  наверняка, защитить себя от неожиданностей. Это вызывает  нижеуказанные  технические  требования  от аппарата  –  его  скорость вертикальную  и  горизонтальную, высокий потолок и верткость легкого  аппарата».  Обосновывая  необходимость одноместного  истребителя,  он  подчеркивал: «Наблюдатель  нужен  лишь  для  охраны  тыла летчика  во  время  самой  его  работы.  Но  этого проще  достичь  парным  полетом  истребителей, причем такая раздельная пара будет всегда могущественнее  двух  человек,  связанных  один другим и сидящих на одном аппарате, без возможности  помогать  друг  другу  взаимным  маневром»  [6].

Воздушный бой

По различным источникам, Евграф Крутень уничтожил в воздушных боях от 7 до 17 самолётов противника, был награждён рядом орденов и Георгиевским оружием.

Однажды Крутень охранял корректировщика. Находясь на высоте 3000 метров и израсходовав весь бензин, начал планировать на свой аэродром, но встретил немецкий самолёт. Не раздумывая, он обстрелял противника и сбил его, не имея в баках ни капли горючего.

6 Июня 1917 года, совершая посадку без капли горючего на свой аэродром у деревни Плотычи возле Тарнополя, Капитан Крутень на самолёте "Ньюпор-17" сделал крутой разворот на небольшой высоте и, сорвавшись в штопор, разбился. В этот день, защищая разведчик от атак 3-х австрийских истребителей, Крутень сбил свой последний "Фоккер".

"После великого Нестерова, - писали газеты, он был наиболее видным из боевых лётчиков. Погибшему Крутеню шёл всего лишь 27-й год..."

В поисках истинной причины трагедии выдвигалось множество различных версий: и полный отказ повреждённой в бою системы управления аэропланом, и остановка изношенного мотора... Как вспоминал бывший лётчик 2-й истребительной авиагруппы И. К. Спатарель:

"Погиб Крутень скорее всего потому, что был тяжело ранен и потерял сознание в воздухе. Ведь даже в случае отказа мотора он мог в любой момент посадить свою машину. Евграф Крутень был, как говорят авиаторы, пилот божьей милостью...

Истинный патриотизм и мастерство российских летчиков позволил говорить о том, что уже в годы войны возникла русская авиационная  школа,которая  вписала  в мировую летопись  военной авиации беспримерные подвиги и  приемы воздушного  боя.

Список литературы

1.     Шумихин В.С. Советская военная авиация. М.: Наука, 1986.

2.     Бочинин Д.А.Система подготовки военных летчиков в годы первой мировой войны //Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5-4. С. 33-36.

3.     Тимофеев Ф.Д. Подготовка летчиков в военно-учебных заведениях России в начале ХХ века// Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 16. № 40. С. 524-531.

4.     Барадавым В.П. Ратная доблесть кубанцев. Дорога в небе и на земле. Летчик В.М. Ткачев. Краснодар, 1993.

5.     Залуцкий Г.В. Выдающиеся русские летчики Ефимов, Нестеров, Крутень, Арцеулов. М., 1953.

6.     Крутень, Е. Н. Тип аппарата истребителя / Е. Н. Крутень. – Б.М, 1917. – 45 с.

 


Анонс книги "Женские батальоны" Журнал Великая Война Ставропольская дева